Бразилия намерена взорвать пороги притока Амазонки для расширения экспорта зерновых
Проект по расчистке русла реки Токантинс для круглогодичной навигации должен снизить логистические затраты на вывоз сои и кукурузы, но вызывает протесты местных общин и экологов
- Админ 01.11.2025
На реке Токантинс — одном из крупнейших притоков бассейна Амазонки — рыбаки из поколения в поколение выходили на воду, добывая сома и окуня-павлина среди скальных порогов.
Сегодня эти пороги могут исчезнуть: правительство Бразилии получило разрешение взорвать участок длиной 35 км, чтобы превратить реку в круглогодичную водную магистраль для экспорта зерновых, сообщает Reuters.
Цель проекта — обеспечить постоянное прохождение барж по водному пути Арагуаи–Токантинс, что позволит перенаправить потоки сои и кукурузы к портам Амазонского бассейна. По оценкам властей, это даст стране логистическое преимущество, сопоставимое с системой рек региона Миссисипи, и укрепит лидирующие позиции Бразилии на мировом рынке зерна. Стоимость программы — $7,3 млрд, также предусматривается дноуглубление ещё на 177 км реки.
Федеральная прокуратура пытается остановить реализацию проекта, требуя оценки рисков для местных сообществ и экосистем.
«Мы не можем жить без реки. Мы живём рыбой», — говорит Уэлтон де Франса, чья семья обосновалась на острове среди порогов десятилетия назад. Его отец ежедневно перевозит внуков через реку в школу, а жители соседней деревни Тауйри переправляются за сбором орехов бабассу.
Экологи опасаются необратимого ущерба биоразнообразию: в этих порогах нерестятся редкие виды рыб, гнездятся черепахи и кормятся речные дельфины. Агентство IBAMA разрешило проводить взрывные работы только вне сезонов миграции и размножения, с обязательным мониторингом и переносом гнёзд черепах.
Губернатор штата Пара Хелдер Барбалью считает, что проект принесёт стране экологические и экономические выгоды за счёт снижения зависимости от автомобильных грузоперевозок:
«Мы убеждены, что возможно совместить охрану природы и развитие экономики».
Однако ситуация сложнее: главной причиной выбросов парниковых газов в Бразилии остаётся вырубка лесов ради сельхозугодий. Регион Матопиба, соседствующий с рекой Токантинс, — зона максимально быстрого расширения посевных площадей, и доступ к дешёвой логистике может стимулировать дальнейшее освоение земель.
Исследования Climate Policy Initiative показывают, что даже экологично ориентированные транспортные проекты, такие как железные дороги и речные коридоры, могут косвенно увеличивать выбросы за счёт стимулирования распашки новых территорий.
Местные жители опасаются утраты речного пространства и традиционного уклада жизни:
«Мы потеряем реку из-за барж с рудой и зерном. Мы не знаем, что нас ждёт», — говорит лидер общины Адемар де Соуза.
- Оперативные новости отрасли удобно отслеживать на нашем канале в TELEGRAM
- Добавьте FEEDLOT в избранное в ДЗЕН.НОВОСТИ
- Подписывайтесь на канал FEEDLOT в ЯНДЕКС.ДЗЕН



Комментарии ()