Кормовые добавки. Аналитический обзор рынка
В последнее время прослеживается тенденция снижения доли китайских аминокислот в структуре импорта
- Админ 11.10.2025

Поставки аминокислот и витаминов
По оценке агентства FEEDLOT, в 2024 году общий импорт кормовых аминокислот и витаминов оценивался в 184 тыс. тонн, что на 12% выше, чем объем поставок в 2023-м, но на 14% ниже показателя 2022-го. Продукция поступала в основном от китайских производителей: их доля составила 80% в структуре поставок. В стоимостном выражении импорт оценивался в 400 млн USD — по сравнению с 2023 годом поставки выросли на 12%, но сократились на 32% относительно 2022-го.
Кормовых аминокислот было ввезено порядка 149 тыс. тонн — на 12% больше, чем в 2023 году, но на 15% ниже показателя 2022-го. Необходимо отметить, что доля китайских производителей в структуре поставок снизилась до 76%, а белорусских увеличилась до 21%.
Объем импорта кормовых витаминов в 2024 году оценивался в 36 тыс. тонн, что на 16% выше объема поставок за 2023 год и при этом на 6% меньше, чем в 2022-м. Доля продукции китайского производства увеличилась до 88%, а в 2022 году она составляла 79%. На этом фоне аналитики фиксируют ежегодное снижение доли европейских производителей: с 17% в 2022 году до 9% в 2024-м.

В последнее время прослеживается тенденция снижения доли китайских аминокислот в структуре импорта: если в I квартале 2023 года она составляла 83%, то в I квартале 2025-го сократилась до 75%. При этом доля аминокислот, произведенных в Беларуси, увеличилась до 22%. Что касается импорта кормовых витаминов, то Китай остался их ведущим поставщиком (около 90%) и в I квартале текущего года (рис. 1).

Рис. 1. Структура импорта в натуральном и стоимостном выражении, I кв. 2025 г., %
Источник: оценка FEEDLOT
Если анализировать структуру импорта, то в натуральном выражении среди всех видов добавок наибольшие доли занимают метионин (23%), лизин моногидрохлорид (22%) и холин хлорид (В4 ) (15%). При этом в предыдущие года более 25% импорта приходилось на кормовой треонин. В стоимостном выражении структура немного меняется: 26% приходится на метионин, 18% — на витамин Е50, 15% — на лизин моногидрохлорид. Как и в предыдущем случае, треонин ранее занимал более весомую долю. Еще 13% отнесены к прочим добавкам, поскольку кормовые витамины обычно стоят дороже кормовых аминокислот (см. таблицу).
Изменение долей в структуре импорта кормовых аминокислот и витаминов по странам в 2023–2025 гг., %

В 2025 году европейские производители продолжили снижать объемы поставок кормовых добавок в Россию. Так, в I квартале 2023 года доля Европы в структуре импорта составляла 4% в натуральном выражении (10% в денежном), а в I квартале 2025-го она упала до 2%. Но если в натуральном выражении объемы поставок снижались, то в денежном, наоборот, отмечался рост, что связано с увеличением цен на кормовые компоненты. Но были и исключения: в рассматриваемый период Швейцария в два раза нарастила поставки своих кормовых компонентов в Россию относительно I квартала 2024 года (в основном витамина Е50).
Все больше на наш рынок поступает кормовых добавок белорусского производства. Так, в I квартале 2025 года поставки из Беларуси увеличились в 2,3 раза относительно аналогичного периода 2023-го. В Беларуси в основном закупают кормовые аминокислоты, и такой рост поставок прежде всего вызван увеличением объемов импорта кормового лизина.
Российское производство кормовых добавок
В России есть и свои производители кормовых добавок, но пока их количество ограничено. Предприятия ЗАО «Завод Премиксов №1» и АО «Аминоcиб» обеспечивают более 60% отечественного рынка лизина за счет внутреннего производства. По данным за 2024 год, объем производства лизин сульфата в России оценивался в 136 тыс. тонн, что на 22% выше показателя 2023-го. И выпуск этой востребованной аминокислоты продолжает расти: в I полугодии 2025 года было выработано 76,2 тыс. тонн, что на 9% больше, чем за тот же период 2024-го, по данным Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна («Союзкрахмал»).
Необходимо упомянуть и о масштабных инвестпроектах. Так, компания АО «Росхим» инвестирует в строительство комплекса по глубокой переработке зерна «Донбиотех». На заводе будет выпускаться до 90 тыс. тонн лизина в год, в том числе лизин моногидрохлорид, что позволит удовлетворить потребности рынка в этом продукте.
Также в России есть производитель метионина — АО «Волжский Оргсинтез», который обеспечивает около половины отечественного рынка за счет собственного производства. Напомним, что на базе «Волжского Оргсинтеза» масштабный инвестиционный проект реализует АО «Росхим». Проект направлен на значительное увеличение мощностей по выпуску метионина к 2030 году — до 100 тыс. тонн в год. Его реализация полностью удовлетворит потребности внутреннего рынка и создаст возможности для экспортных поставок.
Стоит отметить, что за последние пару лет также появлялась информация о заявках на инвестиционные проекты по производству треонина, триптофана, валина, лейцина и изолейцина.
Среди отечественных производителей витаминов необходимо выделить компании ООО «Новохром», которая производит витамин K3 , и ГК «МЕГАМИКС». Завод по производству витамина Е компании «МЕГАМИКС» в 2021 году вышел на ежегодную мощность 2 тыс. тонн, и в 2022-м было заявлено, что к концу десятилетия планируется нарастить выпуск до 12 тыс. тонн. Кроме того, компания выпускает витамин Е с концентрацией активного вещества 60%, не имеющий аналогов в мире.
Импорт кормовых ферментов
Ферменты используются в различных отраслях промышленности, в кормовой индустрии применяется около 40% из них, по расчетам агентства FEEDLOT. Кормовые ферменты, как и кормовые аминокислоты и витамины, преимущественно обеспечиваются за счет импорта, который оценивается в 5–5,5 тыс. тонн (рис. 2). Но, в отличие от тех же аминокислот и витаминов, на российском рынке по-прежнему присутствует продукция от европейских производителей — больше всего из Финляндии и Дании.

Рис. 2. Структура импорта кормовых ферментов по странам в натуральном выражении, %
Источник: оценка FEEDLOT
Данный сегмент рынка сложен для анализа, поскольку необходимо учитывать концентрацию фермента в препарате (так, в каких-то случаях она составляет 10000 ед/г, в других — 3000000 ед/г), что затрудняет оценку и искажает истинную картину. В определенных препаратах содержание фермента выше — например, у китайских производителей, в отличие от датских. Поэтому по некоторым видам ферментов по массовой доле вещества преобладает продукция Китая, нежели Европы. Кроме того, нужно учитывать, что около 50% кормовых ферментов ввозятся в Россию в виде мультиферментных комплексов, что также затрудняет оценку данного рынка в видовом разрезе. По расчетам FEEDLOT, среди отдельных видов кормовых ферментов в структуре импорта преобладают фитаза (около 25%), ксиланаза и глюканаза (около 20%).
Источник: https://www.tsenovik.ru


Комментарии ()